Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы
Казанская икона Пресвятой Богородицы начала мироточить в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, перед образом в октябре будут ежедневно служить акафисты, сообщил в четверг ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) митрополит Волоколамский Иларион на актовом дне учебного заведения.
Торжественное собрание, приуроченное к 10-летию работы ОЦАД, прошло в стенах храма в Черниговском переулке.
«В храме, где мы сейчас находимся, имеется Казанская икона Пресвятой Богородицы, она мироточивая. Первый случай мироточения был зафиксирован в 2016 году, когда на нашем Черниговском подворье после реставрации появились регулярные богослужения. Это мироточение продолжалось тогда в течение месяца.
Следующий случай мироточения произошел в мае 2017 года, когда в Москву были принесены мощи чудотворца Николая», — рассказал митрополит.
Международный центр иконописи появится в Москве
Предполагается, что международный центр русской иконы разместится между Большим Каменным мостом и Волхонкой. Это новый амбициозный проект частного Музея русской иконы. Целью деятельности центра станут сотрудничество с российскими и зарубежными коллекционерами русской иконописи, показ их коллекций в Москве, организация международных проектов, связанных с иконами.
Кроме того, тут будут устраивать временные выставки предметов из собрания музея, который уже перерос — во второй раз — свое помещение. Музей русской иконы, созданный по инициативе бизнесмена Михаила Абрамова, открыт 11-й год и остается единственным частным музеем такого рода в Москве. По словам самого коллекционера, его увлечение иконами началось в 2000‑е с поиска «своего» святого — архангела Михаила. В 2006 году музей, коллекция которого в тот момент состояла из 250 предметов, уже располагался в двух залах в бизнес-центре на Верейской улице.
Собрание росло, и его владелец решился на серьезный шаг: получил в аренду два дома на Гончарной улице напротив Афонского подворья (что потребовало переселения организаций-жильцов), полностью их реконструировав с учетом условий хранения древнерусской живописи. В 2011-м музей открылся на новом месте. Сегодня собрание Музея русской иконы насчитывает около 5 тыс. единиц хранения, в их числе: иконы (их порядка 900), деревянная скульптура, шитье и литье, уникальная коллекция эфиопского православного искусства (ее показывают в особом зале, напоминающем пещеру), даже подлинная 200-летняя старообрядческая беспоповская молельня, перевезенная из Тверской области.
Здание музея разделено на зоны с учетом перемещения воздушных потоков: во входной зоне первого этажа иконы отсутствуют, в следующей зоне (за гигантской сейфовой дверью) иконы находятся в защищенных витринах, и только начиная со второго этажа они представлены открыто.
В Русской церкви рассказали об обретенной иконе Богородицы XVI века
Расположение рук Богородицы на иконе «Седмиезерная» XVI века, найденной при реставрации, говорит о нетрадиционности этого образа, заявил председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.
Седмиезерную икону XVI века обнаружили благодаря случаю: в 2017 году икону XIX века из Переславля-Залесского отправили на плановую реставрацию в Российскую академию художеств, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
После исследования иконы реставраторы выяснили, что под образом, написанным в XIX веке, находится более древний. Сейчас в Российской академии художеств икону реставрируют, после чего ее представят в музее Переславля-Залесского. «Разница между привычными нам образами Божией матери этого иконографического типа – «Одигитрия» – в том, что правая рука сложена благословляющим перстосложением. Это не традиционно для икон Богородицы. Как правило, Божья матерь на иконе как бы представляет младенца – воплотившегося в мир Христа Спасителя, а тут она участвует своим жестом в благословении людей», — сказал Леонид Калинин на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Саратовские заключенные показали мастерство иконописи
В Саратовской области подвели итоги регионального этапа Всероссийского конкурса православной иконописи среди осужденных «Канон». Об этом 20 ноября сообщили в пресс-службе УФСИН. Как пояснили в ведомстве, работы победителей станут частью постоянной экспозиции в выставочной галерее синодального отдела Русской православной церкви по тюремному служению.
В этом году участники могли обратиться к изображению образов святых благоверных великих князей и полководцев, которые вставали на защиту Руси.
Лучшие определялись в 3 номинациях: «Храмовая икона», «Аналойная икона», «Домашняя икона». Саратовским заключенным создавать художественные произведения на религиозную тематику помогали священнослужители, которые объясняли глубинный смысл библейских и исторических сюжетов. «Такая совместная работа способствовала формированию у осужденных уважения к духовным ценностям и историческому наследию православной культуры», — считают в УФСИН.
По итогам этапа жюри выделило 3 работы. Среди них картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», написанная заключенным исправительной колонии № 33, икона «Святитель Николай» и икона Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, авторами которых выступили граждане, отбывающие наказание в ОТБ-1 и ИК-2.